Е.В. Пащенко
Под покровом Святителя Николая
«Странное чудо является притекающим к тебе, блаженне Николае, священная твоя церковь; в ней бо и малое моление приносяще, великих недугов приемлем исцеление, аще токмо по Бозе упование на тя возложим, верно вопиюще: Аллилуиа».
(Акафист Святителю Николаю, кондак 8)
Глава 1. Николо-Корельский монастырь на Белом море
Среди храмов нашего города этот имеет свой особый, неповторимый облик. Он стоит в центре города, на Набер ежной, и виден уже издалека. Блестящий крест на ма леньком золотом куполе вздымается высоко в небо, слов но желая достать до облаков. Высокие стрельчатые окна украшены ажурными решетками. По стенам — каменное узорочье, веселая цветная роспись. На карнизах уютно устроились голуби. А внутри храм залит солнцем, поскольку его алтарь ориентирован необычно — не на восток, а на юг. Что же это за храм, куда так и тянет зайти и богомольца и просто прохожего, удивлен ного его радующей глаз красотой. Это — храм Святителя Николая Чудотворца, или, как попросту называют его в народе, Никольская церковь. Среди уцелевших за годы «воинствующего атеизма» архангельских храмов, Никольский — са мый «юный». В 2004 г . ему исполня ется сто лет.
Впрочем, несмотря на свой «всего лишь» столетний возраст, нынеш ний Никольский храм имеет весьма интересную историю. И началась она задолго до солнечных майских дней 1904 года, когда была заложена Ни кольская церковь, принадлежавшая подворью древнего Николо-Корельского монастыря.
Основателем Николо-Корельского монастыря был монах Ев фимий. Согласно старинному преданию, приведенному в «Архан гельском Патерике» священномучеником Никодимом (Кононовым), преподобный Евфимий поселился «на карельском берегу, недалеко от Белого моря, в 1410 г». Откуда пришел он в наши края и где подвизался ранее — неизвестно. В те далекие времена местность, где преподобный Евфимий основал монастырь в честь Святителя Николая, Мирликийского Чудотворца, была дикой, языческой стороной.
Там «жили тогда пять видов финского племени, или, как назы вали их новгородцы, «корельских детей». Именно поэтому Николь ский монастырь, основанный на землях, где жили корелы (в современном правописании — карелы), чаще всего называли иначе — Николо-Корельским (или Николо-Карельским). Корелы промышляли охотой и рыболовством. «Какова была вера их, об этом вот что говорит старинная соловецкая повесть: «В древности сии племена были как дикие звери, живущие в пустынях непро ходимых.
Они вовсе не хотели ни знать, не разуметь Единого Истинного Бога и от Него посланного Иисуса Христа, но если кто насыщал их чрево, того они поставляли себе богом; если камнем зверя убьют, камень почитают; если палицею поразят ловимое, палицу бо готворят». Преподобный Евфимий, как убеждениями, так и примером своей благочестивой жизни, старался отвратить карелов от их ложной языческой веры и наставить в вере истинной, Право славной.
В начале своего существования Николо-Корельский монастырь был маленьким и бедным. Он состоял из нескольких келий для братии да деревянного Никольского храма. Среди икон этого храма был образ Святителя Николая Чудотворца в серебряной ризе, принадлежавший самому святому основателю обители. С незапамятных времен Святитель Николай почитался православными людьми, как покровитель мореходов, рыбаков и охотников. Имен но поэтому на Севере особенно чтили Святителя Николая и строили много храмов в его честь. Об этом в старину даже была сло жена поговорка: «От Холмогор до Колы — тридцать три Николы». Столь большое количество Никольских храмов на Севере свидетельствует о глубокой вере поморов, почитавших “доброго кормчего плавающих посреде пучин, треволнения морского уставляющаго” Святителя Николая Угодника.
Вскоре после основания Никольской обители ее постигло тяжкое испытание. В 1419 году на монастырь напали норвежцы, сожгли церковь и убили несколько монахов. При разгроме монастыря чудесным образом уцелела икона Святителя Николая, сорвав с иконы серебряную ризу, грабители бросили ее в море. Но спустя некоторое время, она была обретена на морском берегу возле монастырского пепелища.
Это ли чудесное событие, глубокая ли вера оставшихся в живых насельников Николо-Корельского монастыря помогли им не отчаяться и не уйти из этих мест- неведомо. Достоверно лишь одно – Бог не оставил своей обители и вскоре она была возрождена. Случилось это благодаря одной женщине которую звали Марфа Борецкая. Чаще ее называют Марфой0Посадницей, хотя она была женой новгородского посадника, Исаака Борецкого, богатой и влиятельной боярыней. Ее судьба легла в основу многих романов и повестей Карамзина, Мордовцева, Балашова. Марфа Борецкая, среди других знаменитых россиян изображена на памятнике “Тысячелетие России”, стоявшем в Новгороде. Надо сказать что рядом историков отрицается причастность к возрождению Николо-Корельского монастыря именно Марфы Борецкой.
И что в сохранившихся документах тех далеких времен говорится о другой женщине, тоже боярыне, Марфе Филипповой.
Но пусть даже это и в самом деле так, предание о Марфе-Посаднице, вошедшее в «Архангельский Патерик» архимандрита Никодима, а также в дореволюционный сборник «Православные русские обители», все-таки стало неотъемлемой частью древней истории Никольского монастыря.
За годдо разорения Николо-Корельского монастыря, в 1418 г ., два сына Марфы от первого брака, Антоний и Феликс, отправились осматривать свои огромные земельные владения. Путеше ствие братьев завершилось трагически — оба они утонули и были похоронены в Никольском монастыре. О жизни Антония и Феликса известно очень мало. Прежде всего, то, что они были людьми молодыми. Есть свидетельства и об их благочестии и глубокой вере. Так, Феликс «при жизни своей был известен благотворительностью: он передал Михайло-Архангельскому монастырю, что в устье Северной Двины, земли с тонями на морском берегу».
Узнав о гибели сыновей, Марфа позаботилась о том, чтобы па мять о них не ушла в небытие, и всегда были люди, которые моли лись бы за них Богу. Поэтому она позаботилась о восстановлении Николо-Корельского монастыря, где они были похоронены, «пожертвовала значительные средства для возобновления церкви и келий и просила молиться в монастыре о своих скончавшихся сы новьях». При этом, в дарственной грамоте Николо-Корельскому монастырю на земельные владения, Марфа желала, чтобы Ни кольский храм был построен «над гробами детей моих, Антония и Феликса». Так был возрожден Николо-Корельский монастырь. В нем в 1435 г . скончался и был погребен в монастырском соборе и преподобный Евфимий.
Действительно, время не стерло из людской памяти имена сыновей боярыни Марфы — Антония и Феликса, а также основателя Николо-Корельского монастыря, преподобного Евфимия. Более того — они стали известны всем северянам. И преподобный Евфимий, и праведные Антоний и Феликс Корельские, вошли в сонм святых угодников Божиих Архангельской земли.
Память их совершается 18 апреля по старому стилю (1 мая по новому стилю). Они почитаются, как небесные покровители горо да Северодвинска, основанного в 30-е годы XX столетия возле полуразрушенного Николо-Корельского монастыря. Поэтому в Воскресенском храме на острове Ягры, расположенном напротив места, где стоял Николо-Корельский монастырь, есть их икона с изображением преподобного Евфимия, стоящего на берегу Бело го моря у основанного им монастыря, и праведных Антония и Фе ликса, плывущих по морю в парусном суденышке. Другая икона, изображающая преподобного Евфимия и праведных Антония и Феликса, находится в Никольской церкви г. Архангельска.
Много славных страниц в истории Архангельской земли связа но с Николо-Корельской обителью. Его насельники занимались просветительской деятельностью среди жителей Севера. Так, из вестно, что при Николо-Корельском монастыре существовала цер- ковно-приходская школа. Занимались монахи и обучением негра мотных иноков и послушников из числа братии.
Поэтому все насельники Николо-Корельского монастыря умели читать и писать. Но большего внимания заслуживают просветительские труды насельников монастыря среди коренных народов Севера — ненцев. Особая роль в них принадлежала настоятелю Николо-Корельской обители иеромонаху Ионе, который в течение 8 лет по нескольку месяцев проводил в монастырском скиту на Новой Земле, где активно занимался просветительской и мис сионерской деятельностью среди ненцев. Так, в апреле 1888 г . отец Иона совершил поездку «на восточный берег архипелага, к Карс кому морю». Там он произнес перед местными жителями пропо ведь, «разъяснявшую необходимость отказа от языческих верова ний и прихода в лоно Православной Церкви». После этого монах- миссионер разрубил и сжег изображение идола — языческого божка, покровителя оленьей охоты, которому еще совсем недавно, в 1881 году, ненцы приносили человеческие жертвы. Вместо сокрушенного идола о. Иона поставил деревянный крест с надпи сью: «освятися и водрузися крест сей на поклонение православным христианам».
Отец Иона активно занимался приобщением ненцев к Право славию — вел с ними беседы на религиозные темы, открыл школу для детей и взрослых, где преподавались Закон Божий и другие предметы в объеме начальной школы. Помимо иеромонаха Ионы, учителями в этой школе были псаломщик, а также фельдшер Михайловский. Каждый учебный день начинался молитвой Святителю Николаю. Для большего успеха миссионерской деятельности о. Иона выучил ненецкий язык и перевел на него часть религиозной лите ратуры и молитвы. Труды о. Ионы увенчались успехом — все боль ше местных жителей принимало Православие, приучалось к молитве, а в минуты опасности призывало на помощь Святителя Николая. Правда, по старой языческой привычке, некоторые нен цы жертвовали «Миколе» добытое на охоте... Даже после того, как в 1900 г . отец Иона из-за ухудшившегося здоровья оставил Новую землю и Никольский монастырь, жители Новой Земли надолго сохранили добрую и благодарную память об этом добром и ревност ном пастыре.
А вот еще одна страница из истории Николо-Корельского мо настыря. В XVIII столетии в нем в течение 4-х лет находился в ссыл ке священномученик Арсений Мацеевич (1697—1772), в миру Ан дрей, Митрополит Сибирский (1741), сосланный сюда за сопротивление церковной политике императрицы Екатерины Второй, приведшей к закрытию 754 из 954 существовавших к тому времени монастырей. Три раза в неделю Святителя Арсения под конво ем водили на «черные работы». Позднее один из офицеров охраны '•? вспоминал, «как Арсений рубил дрова, таскал воду, подметал и мыл ^ пол. «Как святой», — прибавлял он». Несмотря на то, что Святитель Арсений был лишен сана и находился в Николо-Корельском монастыре как ссыльный, братия считала его не преступником, а страдальцем за правду Христову и относились к нему с почтением. К сожалению, несколько нерадивых монахов написали донос на Святителя Арсения. Это привело к тому, что после нового суда он был расстрижен и переведен в строгое заключение в крепость г. Таллинна, где и почил о Господе 28 февраля 1772 г .
На Поместном Соборе Русской Православной Церкви 2000 г . священномученик Арсений был причислен к лику святых. Таким образом, имя Святителя Арсения навсегда вошло как в историю Николо-Корельского монастыря, так и в сонм святых Архангельс кой земли.
Впрочем, Никольский монастырь вошел в историю Севера и I даже России и по другим причинам. Так, 24 августа 1553 г . в 15 км . | западнее ее у села Ненокса бросило якорь судно «Эдуард Благое Предприятие» («Бонавентура») под командованием английского капитана Ричарда Ченслера (или Чанселлора), оставившего за писки о своих впечатлениях от России и путешествии в Москву, ко двору царя Ивана Грозного. Это событие положило начало морс кой торговле России с государствами Западной Европы. Позднее гавань возле Николо-Корельского монастыря была важной морс кой точкой России. На многих западных картах тех времен Белое море даже именовалось «бухтой Святого Николая». В фундаментальном труде известного северного историка ректора ПГУ профессора В.Н. Булатова приведен следующий интересный факт, подтверждающий это: английский политический деятель Джон Мильтон, более известный сейчас, как поэт, автор поэмы «Поте рянный рай», написал книгу о России. В книге этой он упомянул о «пристани святого Николая», которая «так называется от имени деревянного монастыря»... Даже город Архангельск в первые годы его существования заморские гости называли не иначе, как «га ванью Николы». Таким образом, иностранные торговые компании соседствовали с Николо-Корельским монастырем. При этом оби тели приходилось принимать послов, как русских, так и иностранных. Одному иностранному послу, англичанину Томасу Рандольфу в 1568 г ., в монастыре поднесли хлеб-соль, а также подарили весь ма оригинальный подарок — черную овцу с белой мордой. Так продолжалось до конца XVI века, когда центром морской торговли стал город Новые Холмогоры, позднее получивший другое имя, извест ное ныне каждому северянину — Архангельск.
Никольский монастырь не только гостеприимно принимал ино странных купцов, но и сам занимался торговлей. Монастырь за нимался добычей морских раковин-мидий, а также речного жемчуга, торговал рыбой, и солью.
Сохранилась грамота царя Ивана Грозного настоятелю монастыря, игумену Ефрему, согласно которой обитель получала право завести соляные варницы и рубить лес в Сюзьме и Ижме. При этом той же царской грамотой монастырь на 10 лет освобождался от налогов. В XVI — XVII вв. монастырь получил около 100 царских грамот с разрешением беспошлинного ввоза и продажи соли. Чтобы торговля солью шла успешнее, монастырю пришлось обзавестись собственными судами, а также подворьями в других городах. В документе 1551 г . говорится о монастырском судне (насаде), находившемся в Вологде и имевшем на борту груз соли весом в 700 пудов. К концу XVI века Николо-Корельский монастырь имел под ворья в Холмогорах, Вологде, Великом Устюге и даже в самой Москве. Примерно в это время подворье Николо-Корельского монастыря появилось и в Архангельске. О том, когда и как оно возникло, мы расскажем в следующей главе.
Глава 2. Николо-Корельское подворье
Временем создания Николо-Корельского подворья в Архангельске можно считать 1598 год. В этом году монастырь «откупил у пушкарей городское место под названием Юрьев взвоз», (т.е. «берег») найдя его «для себя выгодным». Место это находилось рядом с мысом Пур-Наволок и Михайло-Архангельским монастырем, в Стрелецкой слободе, между берегом Северной Двины и «Рождественским болотом». Необычное название его связано с тем, что первым на этом месте поселился в конце XV века некий пушкарь стрелец «Юрий Архи пов, сын Буянов» со своим многочисленным семейством. Поэтому и стала прозываться та сторона «Юрьевым звозом», а местная пристань — «буяновской». К концу XVI века «Юрьев звоз» был местом для складирования разнообразных товаров. После этого неудивительно, что место это приглянулось Никольскому монастырю. И не только ему. Согласно переписной книге 1646—1647 гг. на «Юрьевом звозе» соседствовали три монастырских подворья: «двор Живоначальныя Троицы Антониева Сийского монастыря, двор Николы Чудотворца Корельского монастыря, ...двор Соловецкого монастыря». На планах этой местности начала XVIII века отмечено также подворье крупнейшего монастыря Вологод-чины — Кирилло-Белозерского. Прежнее соседство монастырских подворий сохранилось и до наших дней — идя по участку На бережной Северной Двины между улицами Карла Либкнехта и Поморской, между которыми как раз и находился в старину «Юрь ев звоз», можно увидеть и подворье Соловецкого монастыря, и здания, принадлежавшие Николо-Корельскому подворью. Так даже в облике современного Архангельска нет-нет да проглянут черты давно минувшей старины.
Как выглядело подворье Николо-Корельского монастыря вско ре после его основания? По старинным описаниям. В 1711 год монастырь имел на «Юрьевом звозе» несколько амбаров и лавок с навесами, а также арендовал 7 казенных лавок и один амбар. Местом расположения его был угол Набережной Северной Дви ны и существовавшей примерно с середины XVII века улицы Смир ной (или Смирновской), ныне Театрального переулка. Таким об разом, Никольская церковь и примыкающие к ней строения быв шего монастырского подворья за время его существования не по меняли своего места расположения, хотя подворье и расширило свои границы благодаря приобретению соседних земельных участков. Согласно описанию, датированному 1764 годом, Николо-Корельское подворье было «отгорожено заборником длиною на двадцати пяти, и шириною на двадцати саженях, в том подворье изб четыре о двух апартаментах длиною на пятнадцати, а шириною на трех саженях. В оном же городе лавок тринадцать, с которых в монастырь собиралось оброку по сорок осми рублей по пятидесяти копеек в год амбаров три разные оброку в монастырь сбиралось по два рубля в год».
Таким образом, часть своих складских помещений и лавок мо настырь сдавал в аренду, получая за это доход («оброк»). Среди всех подворий Николо-Корельского монастыря то, что располагалось в Архангельске, было самым крупным.
Итак, подворье Никольского монастыря стояло на людном, торговом месте, что нашло отражение даже в названии здешних улиц — Торговая улица, Торговая площадь. Попробуем представить, как выглядело тогда это место. Среди лавок и складов с разнообразными товарами снует шумная толпа людей, заставляющая вспомнить известные строки поэмы А.С. Пушкина: «какая смесь одежд и лиц, племен, наречий, состояний!» Торговцы наперебой предлагают и расхваливают свои товары. Тут же дымит «общая кухня», где на большой плите буквально ломящейся от стоящих на ней посудин, варится и жарится различная еда. В больших котлах кипятится вода для чая, поскольку и озябшие в своих лавках торговцы, да и покупатели не прочь закусить да заодно и выпить горячего чайку. Туда — сюда бегают с дымящимися чайниками ла вочные мальчишки, на которых ворчит «очажник» — хозяин кухни...
Идея устроить на этом людном торговом месте часовню при надлежала Архиепископу Холмогорскому и Важскому Варнаве (Волостовскому). Между прочим, известно, что этот архипастырь «питал особое благоволение» к Николо-Корельскому монастырю. В 1719 г . Архиепископ Варнава распорядился устроить на Никольском подворье деревянные «дом, а при нем часовню». По распоряжению Владыки Варнавы в эту часовню из Николо-Корельского монастыря были перенесены Животворящий Крест, согласно старинному преданию, пожертвованный в него царем Феодором Алексеевичем, а также чудотворная икона Святителя Николая. Та самая древняя икона, принадлежавшая преподобному Евфимию Корельскому, и чудесным образом уцелевшая при разорении Никольского монастыря норвежцами. В самом же монастыре остался список с этой иконы.
Святыни везли в Архангельск водным путем. В город они при были в сентябре, в погожий ясный день. В назначенный день на род, разодетый по-праздничному, стал собираться к пристани. Раздался звон соборного колокола, возвещавшего о приближении к городу монастырского судна. Толпа всколыхнулась, люди стали осенять себя крестным знамением. Тем временем показался мо-настырский баркас, разукрашенный по-праздничному, с гребца ми из числа монастырской братии. Издали был заметен величественный крест, водруженный на баркасе. Перед ним на аналое стоял чудотворный образ Святителя Николая. Под колокольный звон встречать святыни вышел Владыка Иоанникий в праздничном облачении, сопровождаемый сонмом городского духовенства. Раздалось пение: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко....» Торжество встречи святынь закончилось всенощным бдением. Так прошло первое Богослужение в часовне Николо-Корельского подворья. Из старинного описания встречи чудотворного образа святителя Николая известно, что прибытие его в Архангельск сопро вождалось несколькими чудесными исцелениями больных.
Невозможно сосчитать, сколько людей перебывало в Никольской часовне, просивших у Святителя Николая о помощи и зас туплении. Здесь бывали моряки, рыбаки, крестьяне, люди, отправлявшиеся в морские путешествия. Все они служили молебны, ста вили свечи. Молились «Николе Морскому» и старообрядцы, и даже неправославные люди, искавшие заступничества у великого чудотворца — Святителя Николая. И вера тех, кто просил помощи у Мирликийского чудотворца, не оказывалась посрамленной. Одна такая история о помощи Святителя Николая «в море плавающим» описана замечательным северным писателем Б. Шергиным в рассказе «Кроткая вода». Рассказ основан на воспоминаниях жителя Неноксы, Афанасия Тячкина, который с братом и друзьями в начале мая 1862 г . отправился на груженом житом карбасе из Архангельска в Ненок- су. Опасаясь за благоприятный исход путешествия по морю, по совету одной из спутниц, Афанасий Тячкин вместе с приятелем Мироном решили «поставить свешу Николе Морскому» и помолить ся ему. Вот как описано это в рассказе Б. Шергина со слов самого Афанасия: «мы пошли в часовню, свещи затеплили, цену положили, обратно идем, а старец свещник под берегом сидит у котла с ковшом и кричит:
• Эй вы, утопленники, идите пиво пробовать никольское! Мы говорим:
• Отче, благослови путь.
Он ковшом взмахнул и запел:
— Непорочнии в путь. Аллилуйя...
Мы это в карбасе рассказали. Одни рассмеялись, а другие смутились:
— Ведь это он погребальную кафизму запел...»
Дальнейшие события подтвердили странный поступок монаха — карбас потерпел крушение. Из двадцати двух человек, плыв ших на нем, спаслось только четверо. В том числе Мирон и Афа насий, просившие перед опасным путешествием помощи у Святи теля Николая. И, как явствует из рассказа, получившие ее.
Часовня при Николо-Корельском подворье просуществовала150 лет. При ней находились три монаха из числа братии Николо- Корельского монастыря. Надо сказать, что с момента освящения часовни, она ни разу не ремонтировалась. Поэтому неудивитель но, что один из иностранных путешественников описал ее вид, как весьма плачевный. По его словам, «ветхая, деревянная, сумрач ная, закоптелая от возжжения недоброкачественных свечей часов ня представляла собой совершенное убожество».
27 февраля 1861 г . епископ Архангельский и Холмогорский Нафанаил I (Савченко) обратился к архангельскому гражданско му губернатору Н.И. Арандаренко с просьбой построить на подворье вместо обветшавшей часовни храм, при этом так, чтобы «те перешняя часовня и лицевое строение вошло в фасад предполага емого здания». Общее присутствие Архангельской губернской строительной и дорожной комиссии на заседании от 22 марта 1861 | г. поручило составление проекта и сметы на переустройство ча совни г-ну Моргану .
Церковь решено было разместить в одном из зданий подво рья — каменном, двухэтажное, постройки 1787 года, к которому был с восточной стороны пристроен полукруглый алтарь со свод чатым потолком.
Освящение нового Никольского храма состоялось 6 декабря 1866 года (по другим данным, это произошло в 1869 г .) епископом I Архангельским и Холмогорским Серапионом (Маевским), впос ледствии епископом Екатеринославским и Таганрогским. По не известным сейчас причинам освящение храма было «совершено поспешно, до окончания работ в алтаре, с постановкою престола без нужды и чрез меру удлиненного до утеснения служащих, осо бенно при архиерейских служениях. Сверх того оказалась срачи ца на престоле обветшавшею от сырости, или по другим причинам». Впоследствии обнаружились и другие строительные недостатки. Поэтому вскоре стало ясно, что храм нуждается в серь езном ремонте.
Как и в далеком XV в., когда благочестивая новгородская боярыня Марфа помогла возрождению Николо-Корельского монас тыря, так и в XIX в.. Господь послал Николо-Корельскому монастырю благотворительниц, чьими усилиями был возобновлен храм Никольского подворья. Ими стали архангельские купчихи Павла Михайловна Шингарева, потомственная почетная гражданка г. Архангельска и ее дочь Екатерина Кирилловна Плотникова.
Семья Шингаревых была известна своей щедростью и благочестием. Имя Павлы Михайловны Шингаревой, «как благотво рительницы церквам и монастырям и учебным заведениям Архангельской епархии, пользовалось повсеместной известностью по всей северной окраине России и даже дальше пределов России, до Афона и Иерусалима, куда достигали ее жертвы». Один только список ее денежных пожертвований в различные храмы и монастыри занимает почти 10 страниц в дореволюционных «Архангель ских епархиальных Ведомостях».
В качестве примера того, насколько широко осуществлялась благотворительная деятельность семейства Шингаревых, приведем следующий факт. Произведенный в 1880 году ремонт Свято-Троицкого кафедрального собора, прихожанами которого были П.М. Шингарева и ее супруг Петр Егорович, был целиком осуществлен на средства Павлы Михайловны, к тому времени ов довевшей. Поскольку большие денежные затраты, необходимые для этого, оказались под силу только богатой семье Шингаревых. На ремонт собора и приоб ретение для него новых убранства облачений П.М. Шингарева по тратила более 32000 рублей. Общая же сумма пожертвований на храмы и обители, сделанных П.М. Шингаревой, составила более чем 80000 рублей. Стоит согласиться с утверждением автора статьи об этой замечательной женщине-северянке, что «такая крупная и чрезвычайная жертва свидетельствует о редкой, особенно в наше осуетившееся материальностью время, любви ко храмам Божиим, о глубоко религиозной настроенности духа». Во вседоб рых делах Павлы Михайловны участвовала и ее дочь, тоже вдова, Екатерина Кирилловна Плотникова, по совету или просьбе кото рой и поступала ее мать. Однако по скромности своей Екатерина Плотникова предпочитала, чтобы слава благотворительницы целиком принадлежала ее матери.
Возможно, такое ее поведение было связано с тем, что, согласно преданиям о ней, она была монахиней в тайном постриге и, хотя и жила в миру, скрывая свое монашество, отличалась одной из главных иноческих добродетелей — смирением.
Одновременно с ремонтом Свято-Троицкого собора П.М. Шин гарева пожертвовала значительные средства на ремонт церкви Николо-Корельского подворья. На эти деньги была произведена окраска стен, потолка и пола, позолочен иконостас, сооружен киот для Креста Господня, приобретены новое напрестольное Евангелие с серебряной позолоченной доской, серебряная лампада, подсвечники и лампады к иконам, облачения для архиерея и священнослужителей, а также для Престола и жертвенника, завеса к Царским вратам и икона Святого Великомученика Пантелеймона. Возобновление Никольской церкви обошлось П.М. Шингаревой в 2570 рублей. Освящение храма после ремонта состоялось 5 февраля 1889 г ., в день празднования иконе Божией Матери «Взыскание погибших». Совершал его епископ Архангельский и Холмогорский Нафанаил в сослужении архимандрита Ювеналия, протоиерея А. Орлова, ректора Архангельской духовной семинарии и двух иеромонахов. За Божественной Литургией в день освящения Никольского храма клирик Свято-Троицкого кафедрального собора протоиерей Димитрий Козмин произнес слово, сохранившееся для нас в старинных «Архангельских епархиальных Ведо мостях». Приведем в сокращении эти глубоко назидательные слова.
«Сей храм Отец созда, сей храм Сын утверди, сей храм святый Дух обнови!» (стихира при освящении храма) Многознаменатель ны и многосодержательны эти слова песни церковной, поемои при освящении храмов Божиих. Они ясно поучают нас, что в устрое нии, обновлении и освящении Христианских храмов участвуют все Лица Святой Троицы... А это непреложное участие Триипостастного Бога в устроении, обновлении и освящении Христианских храмов показывает, в свою очередь, величайшее их значение для хри стианина.
О значении и важности Христианских храмов и побеседуем мы с вами, возлюбленные братия, в настоящий день обновления и освящения его Святого храма.
Итак, что есть храм? Христианский храм, во-первых, есть образ невидимого, нерукотворенного Храма Божия «иже на Небе сех», есть образ небесной скинии... В христианском храме невидимо присутствует Триединый Бог, прославляемый в песнях и пениях духовных Предстоятелями храма и всем собранием верующих... Во-вторых, Христианский храм есть дом молитвы... Везде можно и следует молиться, но Христианский храм есть особенное место и по преимуществу дом молитвы, где возносятся особые молитвы Предстоятелями церкви, а среди этой общественной молитвы обещался быть Сам Иисус Христос... В-третьих, Христианский храм есть, по учению святых отцов Церкви, училище веры и благочестия. Именно здесь, в храме, мы научаемся тому, как веровать в Триединого Бога и тому, как нам жить по вере, чтобы удостоиться царства небесного. Здесь истины веры и христианской жизни пре подаются всем верующим так, как научена Святая Церковь от Самаго Бога, Господа Иисуса Христа и Его Апостолов...
В-четвертых, по учению тех же святых Отцов, Христианский храм или церковь есть духовная наша общая Матерь, и истинно так: в Храме Божием мы духовно рождаемся, просвещаемся, освящаемся и питаемся. Родился человек, для Крещения — духовного рождения — несут младенца в храм, — духовное укрепление и питание он получает в том же храме чрез Святые Таинства Ми ропомазания и Причащения, — вырос человек и с возрастом впал в грех, нужно прощение грехов и он получает таковое опять в том же храме, — постигает старость, а за старостью смерть, во святом храме отдают почившему последний христианский долг погребения и совершаются по нем молитвы и приношения. Да! Неисчислимы все те блага и милости, каких каждый из нас сподобляется в христианском храме, необъятна умом и неизобра зима словом человеческим материнская любовь к нам Святой Церкви.
Таково значение имеет для всех нас, возлюбленная братия, христианский храм вообще и в частности настоящий обительный храм, обновление и освящение которого торжественно сегодня празднуем — «в храме стояще, на небеси стояти мним»!
После всего сказанного нами о значении христианского храма, может ясно понять каждый из нас, сколь велика заслуга того лица, которое употребило свое усердие, не пожалело трудов и издержек по обновлению сего святого храма, можете понять, какой искренней благодарности оно заслуживает от каждого из нас... Любитель храма Божия!.. Сколько раз Господь воззрит на сей храм, столько раз воззрит и на тебя. Сколько раз принесется в этом храме Бескровная Жертва,столько раз вознесется на небо молитва за тебя.
Насколько полюбил ты благолепие дома Божия, настолько ты воз люблен Богом...
Христе Спасителю! Тебе одному известно о том, чьим и каким усердием обновлен, сей храм. Благослови и освяти всех благопоспешествовавших обновлению сего храма, благослови и всех предстоящих. И впредь не переставай изливать на нас Свою богатую милость. Поставь на страже сего храма и жизни нашей Святителя Твоего и Чудотворца Николая, имени которого посвящен, сей обительный храм, да молитвами его огражденные от всякого зла и бед ствия, беспрепятственно будем преуспевать в вере и благочестии до скончания жизни нашей. Святителю отче Николае, моли Бога о нас! Аминь.
Согласимся, и в наше время эти слова, произнесенные более столетия тому назад, звучат как нельзя более актуально. И значение храма Божия в жизни православных христиан нашего времени осталось и должно оставаться тем же, каким оно было и в XIX веке, и во времена святых Апостолов. И Господь всегда хранит и вознаграждает тех, кто вносит посильный дар на украшение и строительство Православных храмов.
Обновленная усердием П.М. Шингаревой и Е. К. Плотниковой Никольская церковь, судя по старинному описанию, была «каменная, теплая, квадратная и с полукруглым алтарем. В ней 5 окон с двойными стеклянными рамами и железными решетками. Внутри и снаружи оштукатурена и окрашена масляною краскою.
Крыша на всем храме железная и окрашена на церкви чернетью, а на алтаре и главе медянкою. Шейка под главою деревянная со стеклянными рамами; крест на главе железный шестиконечный, золочен червонным золотом... Под сим сводом четыре небольших колокола. Площадка из белого камня».
Если сравнить это описание с современным видом Никольской церкви, может показаться, что речь в нем идет о каком-то другом храме. Но нет, это действительно описание именно Никольской церкви. Тогда почему же сейчас она выглядит иначе? Все объяс няется просто — к началу XX века старинное здание Никольского храма полностью обветшало. Ведь ему было уже 100 лет. В связи с этим возникала необходимость в постройке нового храма. 30 ап реля 1903 г . эконом Николо-Корельского монастыря иеромонах Зосима в прошении епископу Архангельскому и Холмогорскому Иоанникию II (Казанскому), писал, что здание церкви пришло в такую ветхость, что «ремонтировать ее совершенно невозможно, так как в результате сего ремонта ничего прочного для безопасно го служения в ней не может быть. К тому же внутренность ее, как и внешность, имеет весьма неприглядный вид; иконостас, хотя и был некогда золоченый, но в настоящее время принял совершен но темный, даже черный вид, пол весь почти шатается». В проше нии высказывалась просьба разрешить летом 1903 г . снести старый храм и на его месте начать строительство нового каменного храма. Проект новой церкви, автором которого стал архитектор Н.А. Каретников, был одобрен 10 мая 1903 г . на заседании Строительного отделения Архангельского губернского правления. А 13 мая было получено разрешение на ее строительство от Архангельской духовной консистории. В течение всего 1903 года собирались необходимые для строительства новой церкви денежные средства, составившие сумму в 30000 рублей. Между прочим, немалая доля в ней составляли пожертвования от северных монастырей — Веркольского, Красногорского, Михайло-Архангельского, Антоние- во-Сийского. Судя по данным, приведенным В. Абрамовским, в строительство нового Никольского храма внесла свою значительную долю пожертвований и уже упоминавшаяся ранее П.М. Шингарева. В апреле 1904 г . старый Никольский храм был снесен до основания. А уже спустя 7 месяцев, 27 октября 1904 г . новый эко ном Николо-Корельского монастыря иеромонах Феогност доло жил Владыке, что построен и готов к освящению новый каменный храм подворья с приделом в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Для храма был изготовлен новый иконостас из 30 икон работы вологодского крестьянина-иконописца И.Д.Катинова. Торжественное освящение главного престола в честь Святителя Николая Чудотворца состоялось 7 ноября 1904 г . На другой день, 8 ноября, был освящен придельный престол в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радость». Во время трапезы в честь освящения храма епархиальный наблюдатель церковных школ протоиерей В. Смирнов в своей речи отметил, что новый храм, построенный на бойком торговом месте, послужит назиданием для людей и «постоянно будет напоминать, что не следует погрязать в тине житейской суеты, что необходимо хоть на время отрешиться от нее и быть в единении с Богом».
С этого времени в Никольском храме постоянно совершались Богослужения двумя иеромонахами, иеродиаконом и певчими из числа братии Николо-Корельского монастыря.
Какой вид имела в ту далекую пору Никольская церковь? Об этом сложно судить, поскольку проект ее не сохранился. Но мож но предположить, что в значительной мере она была такой, как она выглядит сейчас. Храм был одноэтажный, прямоугольной фор мы, в стиле XVII в. Фасады его были белыми, а их богатый декор, покрашенный в цветные краски, смотрелся весело и радовал глаз. Особенно замечательно смотрелись орнаменты в виде ниш, имевших вид греческих четвероконечных крестов. Со стороны Набережной к храму примыкала шатровая колокольня, тоже выполнен ная в стиле XVII столетия, нижняя часть которой служила церковным притвором. Здесь же было помещение для сторожа. Иконостас Никольской церкви был трехъярусным. В его первом ярусе находился древний чудотворный образ Святителя Николая в серебряной позолоченной ризе и в серебряном футляре, копия с которой, тоже украшенная серебряной ризой, находилась на аналое. Среди икон первого яруса иконостаса был образ святого благоверного князя Александра Невского; а также, возможно, в связи с тем, что постройка и освящение храма производились при Владыке Иоан никии, образ святого покровителя епископа — преподобного Иоанникия. Была и икона святого Апостола Нафанаила, появление которой в храмовом иконостасе, возможно, было связано с памятью об епископе Нафанаиле, при котором и с чьим участием, как мы помним, в 1889 году совершалось обновление Никольского храма. Все иконы первого яруса украшали серебряные ризы. Иконы второго яруса изображали 8 из двунадесятых праздников — Рождество Христово, Сретение Господне, Богоявление, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Благовещение и Успение Божией Матери. В третьем ярусе были изображены пророки и Апостолы. Венчался иконостас тремя главками и крестом. Среди храмовых икон были иконы, особо почитаемые именно на Севере — Грузинская и Тихвинская иконы Божией Матери, два образа преподоб ных Зосимы и Савватия Соловецких. Над входом в притвор храма, находилась написанная на жести икона Спасителя, благословляющего детей, а прямо перед входом — образ Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем.
Стены и потолок Никольского храма были украшены росписью, масляными красками. Между прочим, среди изображений святых в круглых медальонах в верхней части стен была икона мученицы Павлы. Как мы помним, ремонт Никольского храма в 1889 году производился на средства благотворительницы-купчихи П.М. Шингаревой. Возможно, то, что среди изображений святых на стенах новой Никольской церкви был помещен образ мученицы Павлы, святой покровительницы Павлы Михайловны, являлось данью благодарности этой благочестивой женщине, имя которой навсегда вошло в историю Никольского храма.
Вероятно, не случайно и то, что, наряду с иконой мученицы Павлы, в росписи Никольского храма имелось изображение Святителя Кирилла Александрийского, святого покровителя Кирилла Васильевича Шингарева, мужа Павлы Михайловны, о добрых делах и жертвенной любви ко храму Божию которого уже упоминалось ранее.
Помимо Никольского храма, в комплекс Николо-Корельского подворья входили три каменных здания. Описание их сохранилось в Архангельском областном архиве. В нижнем этаже одного из них были помещения для просфорни — пекарни и кладовой, отдававшиеся в аренду разным торговцам, на втором этаже были кельи для братии. Сдавались внаем также помещения в еще одном двухэтажном каменном корпусе постройки 1895 года, к которому была пристроена кладовая. В начале XX в. на месте ранее стоявшего здания, также принадлежавшего подворью, и за ветхостью сне сенного в 1901 — 1902 гг., было построено еще одно каменное дву хэтажное здание, помещения которого также отдавались внаем. Так выглядело Николо-Корельское подворье до своего закрытия.
Послереволюционная история Николо-Корельского монастыря и его подворья — трагическая история неравной борьбы православных христиан с богоборцами. Согласно Декрету Совнаркома РСФСР от 20 января 1918 г . все движимое и недвижимое иму щество Никольского подворья подлежало национализации. Однако реализовать это решение большевикам не удалось до 1920 года. 21 февраля 1920 г . в покинутом интервентами Архангельске установилась советская власть, и здания подворья, за исключением храма, были муниципализированы. В том же 1920 году был закрыт Николо-Корельский монастырь, здания которого, согласно решению президиума Архгубисполкома от 28 ноября 1920 г ., были отданы под трудовую колонию для несовершеннолетних. Но, благодаря мужеству и активности общины Никольской церкви, этот храм «пережил» и Николо-Корельский монастырь, и Николо-Корельское подворье, пресекая попытки богоборцев закрыть его. Вот некоторые из страниц неравной борьбы верующих за свой храм. 16 июля 1920 г . был заключен договор между «коллективом веру ющих» Никольской церкви в количестве 57 человек и представи телями Архгубисполкома о передаче верующим в бессрочное и бесплатное пользование Никольского подворья. При этом общи на храма обязывалась «из своих средств производить оплату всех текущих расходов по содержанию храма», то есть ремонт, отопле ние, страхование, и.т.д. Нет нужды говорить, что прихожане Никольского храма, возможно, отдавали свои последние средства, чтобы спасти его от поругания. Революция и гонения на веру не убили в северянах верности Православной вере и любви к храму Божию. Но слишком неравной была борьба прихожан за жизнь своего заведомо обреченного властью на закрытие храма. В январе 1924 г . Союз транспортных рабочих ходатайствовал о предоставлении ему помещения Никольской церкви. «Необходимость» закрытия храма советская организация мотивировала тем, что его «коллектив верующих» состоит только из 57 человек.
В ходатайстве делалась попытка обвинить общину Никольского храма в том, что большую часть в ней составляют «торговцы, домовладельцы и лица далеко не пролетарского происхождения».Это звучало почти как обвинение в «контрреволюции» и давало охотникам до чужого добра больше шансов отнять храм у верующих.
Однако Господь продлил дни Никольского храма — на заседа нии от 25 января 1924 г . члены президиума Архгубисполкома решение вопроса о закрытии Никольской церкви и передаче ее здания союзу транспортных рабочих оставили открытым. Впрочем, в храм то и дело являлись комиссии по проверке имущества и цен ностей, очевидно, искавшие повода для его закрытия.
Смертный час Никольского храма пробил в 1928 году. 27 апреля этого года президиум Архгубисполкома принял решение о расторжении договора с группой верующих Никольской церкви. Основанием для этого послужило обвинение ее духовенства «в лице священников Васильева и Корнеева, диакона Строганова, а так же сторожа Моисеева в изготовлении в церковной сторожке и распространении контрреволюционных листовок на 1 мая 1927 г .», согласно материалам следственного дела, содержавших «призывы к свержению существующей власти». Решение Архгубисполкома было отправлено на утверждение во ВЦИК. Просьба верующих о продлении договора на пользование храмом осталась без последствий. 14 сентября 1928 г . в Никольский храм для его ос мотра явилась очередная и последняя комиссия. После этого храм был передан Архангельскому областному клубу национальных меньшинств имени А.В. Луначарского. Однако, судя по сохранившимся архивным документам, последние из которых датируются 1 июля 1929 года, до этого времени Никольский храм еще оставался действующим. Впрочем, по другим данным, закрытие Никольской церкви произошло 6 февраля 1930 года. Часть имущества закрытого храма, в том числе чудотворный образ Святителя Николая, была передана представителю «коллектива верующих» Г.Т. Севастьянову, часть — в расположенную поблизости Рождественскую церковь. Но и этот храм разделил судьбу церкви Нико ло-Корельского подворья... После этих печальных событий, сменявших друг друга, следы старинной иконы Святителя Николая, перед которой молились многие поколения северян, затерялись. Остается лишь надеяться, что чудотворный образ «Николы Морского» не погиб безвозвратно, и будет когда-нибудь также чудесно обретен на радость православным людям, как это произошло когда-то, в далеком XV в.
Так, по злой воле богоборцев, был закрыт Никольский храм. После его построения в 1904 году ему суждено было просуществовать всего четверть века. Даже для краткой человеческой жизни — это слишком малый срок. Для храма — тем более. На Архангель ской земле настали страшные времена, о которых пророчески сказал, умирая, Святитель Тихон, Патриарх Московский: «ночь будет долгой». Ночь безбожия была долгой. Но, по милости Господней, она миновала. Дальнейший наш рассказ — о том, как был возрожден Никольский храм. А также о том, как он живет в наши дни.
Глава 3. Никольский храм
Много горького пережило и перевидало за годы «воинствующего безбожия» здание закрытого и поруганного Никольского храма. Вот несколько преданий того печаль ного прошлого. Во время приезда в Архангельск Н.С. Хрущева, именитому визитеру, сулившему народу вскоре показать по телевидению «последнего попа», не понравился праздничный вид цветного фасада Никольской церкви, и он распорядился, чтобы здание перекрасили в казенный серый цвет. История достаточно символична, как свидетельство духовной «серости» богоборцев... Другое предание относится ко времени подготовки празднования в 1984 г . 400-летия Архангельска, когда, в преддверии знаменательной даты, ремонтировались уцелевшие к тому времени городские архитектурные памятники. Никольскую церковь тоже подвергли «косметическому ремонту», вместо креста водрузив на ее купол флюгер. И в этой истории из этих, теперь уже, по милости Божией, минувших времен, есть некая символика. Ведь флюгер, как известно, является символом приспособленчества к «ветрам времени»... Так во времена «воинствующего атеизма» смешались воедино и грубый фарс, и трагедия народа, у которого отняли веру и искалечили душу.
Шли годы, а Никольский храм по-прежнему оставался поруганным храмом. Был в нем полвека и клуб военных пограничников, и 2 года военно-патриотический клуб ветеранов войны в Афганистане «Долг». Между прочим, при этом клубе существовал видеосалон, где показывались иностранные фильмы низкого пошиба, мутной рекой хлынувшие в нашу страну после «перестройки». Только в 1992 г . началось возрождение Никольского храма. В том, что это произошло, заслуга и деятелей культуры, выступавших по этому поводу в печати, и тысяч простых архангелогородцев, собиравших подписи под требованием вернуть храм верующим. Ведь к той поре из множества храмов, существовавших когда-то в Архангельске, сохранилось всего-навсего три бывшие кладбищенские церкви... По благословению епископа Архангель ского и Мурманского Пантелеймона (Долганова), восстановлением храма руководил его нынешний настоятель, благочинный г.Архангельска, протоиерей Александр Козарик.
Поруганный храм имел плачевный вид- окна заложены кирпичом, стены покрыты облезшей краской и грязной побелкой, внутри- грязь и мусор.. Известны имена людей, трудившихся над возрождением Никольского храма- это помощник батюшки, староста Николай.Федорович Коваленко с супругой Галиной Ксенофонтовной, Юлия Михайловна Куратова, Наталия Михайловна Гагарина, Николая Николаевич Беляев, матушка Афанасия(Рудалева), Зоя Михайловна Ильенко, Василий Григорьевич, Валентина Анатольевна Сидорова и другие. Трудился на восстановлении храма и отец Александр.
В Богоугодном деле возрождения Никольской церкви его общине помогали военные организации, а также благотворители и жертвоприносители. В течении двух дет, пока шел ремонт храма, в нем ежедневно служились молебны Пресвятой Богородице и Святителю Николаю. Постепенно, трудами и заботами боголюбивых людей, возрождавших Никольскую церковь, она приобретала все более благолепный вид. Настоящим чудом стало обнаружение на потолке и верхней части ее стен старинных росписей, украшавших ее в начале XX века. 2 октября 1994 г . состоялось освящение Никольского храма епископом Архангель ским и Мурманским Пантелеймоном. Так был возрожден к жизни этот храм с интересной и трагической судьбой. Так наш город сно ва обрел одну из своих святынь, утраченных в послереволюцион ные годы гонений на веру.
К 2000-летию Рождества Христова в Никольском храме завершились основные реставрационные работы. Не будет преувели чением сказать, что внутренний вид его отличается необыкновенной кра сотой и благолепием. Особенно красив позолоченный иконостас из липы работы украинских мастеров-резчиков.
А также иконы в старинном стиле, написанные иконописцами Антониево-Сийского монастыря С. Егоровым и И. Лапиным. Благодаря искусству мастеров, трудившихся над изготовлением иконостаса Никольской церкви, он имеет и благолепный, и одновременно праздничный вид. Среди его икон есть изображения Спасителя, Божий Матери, Архангелов Михаила и Гавриила, Святителя Николая — покровителя храма. Справа в иконостасе образ преподобного Евфимия, праведных Антония и Феликса Корельских , слева икона Соловецких чудотворцев преподобных Зосимы, Савватия и Германа. Во втором ряду иконы с изображением двунадесятых Праздников. В верхнем ряду — иконы Спаси теля, Божией Матери, Иоанна Претдечи, святых Апостолов. Вен чают иконостас три позолоченных креста. Над резными царскими вратами — позолоченное резное изображение Святого Духа в «виде голубине».
У левого клироса, в резном киоте — икона Казанской Божией Матери.
У правого клироса, в таком же киоте, украшенный гирляндой цветов старинный образ Святителя Николая Чудотворца.
Потолок и стены покрыты старинными росписями — безмолвными свидетелями и очевидцами минувших времен. У левой стены храма обращает на себя внимание старинное распятие.
Оно было подарено храму работниками краеведческого музея, кото рым в свою очередь передали его сотрудники местной милиции. Есть предположение, что оно находилось когда-то в Свято-Троицком кафедральном соборе. После разрушения Собора одна из его святынь, наконец нашла пристанище в Никольском храме, где была отреставрирована, обретя новую жизнь.
Не только старинное распятие, но и многие иконы Никольского храма имеют свои удивительные истории. Некоторые были пожертвованы туда благочестивыми архангелогородцами. Например, большая икона святой великомученицы Варвары, находящейся в алтаре. Другие были приобретены настоятелем и общиной храма. Так, образ Божией Матери Почаевской, был приобретен о.Александром в Почаеве и привезен в Архангельск. Сейчас эта икона находится у правого клироса храма.К празднованию 100-летия основания Никольской церкви община Никольского храма приобрела образ Святителя Николая Чудотворца современного письма с клеймами, на которых запечатлены эпизоды из жития святого и наиболее известные его чудеса.
А теперь попробуем познакомиться с жизнью храма, с людьми, которые служат и трудятся в нем.
Безусловно, душой Никольского храма является его настоятель, протоиерей Александр Козарик. Хотя он и не коренной северянин, но живет на Севере много лет, так что уже давно стал «родным» для архангелогородцев. Отец Александр родился в 1954 г . в Перми. В 1979 г . окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию. После ее окончания получил назначение в Архангельск. В нашем городе он в течение 8 лет служил в храме Всех Святых, затем — в Свято-Ильинском кафедральном соборе. Надо сказать, что возглавить Никольский приход о. Александра пригласила община Никольского храма. Это свидетельствует о том большом уважении, которым пользуется о. Александр не только в нашем городе. Мы уже говорили о том, что отец Александр прини мал непосредственное и деятельное участие в работах по восстановлению Никольского храма. В течение первых двух лет после освящения Никольского храма отец Александр был в нем единственным священником, однако каждый день неустанно совершал Богослужения. За свои заслуги перед Православной Церковью о. Александр имеет ряд церковных наград. В их числе — орден преподобного Сергия Радонежского. В 2000 г . о. Александр был награжден еще одной наградой — митрой. Так Господь и свя щенноначалие Русской Православной Церкви отметили многолетние труды на ниве церковной этого доброго и ревностного пастыря.
Если о. Александр является душой Никольского храма, то можно сказать, что сердцем его является его матушка Мария. Чаще всего батюшку Александра, матушку Марию можно найти именно здесь, в Никольской церкви, которая является для них вторым до мом.
В храме имеется небольшой хор. Большинство певчих поют в этом хоре с самого его основания. Управляет хором регент иеродиакон Мефодий (Лапшин), выпускник Петрозаводской консерватории. Под управлением о. Мефодия хор Никольского храма возрождает традиции старинного монастырского пения, используя в певческой практике знаменный распев. «Петь в хоре очень нравится, — признаются певчие, — люди здесь становятся нравственно чище, выше». Помимо повышения певческого мастерства люди совершенствуются и духовно.
В стенах Никольского храма можно встретить много людей, несущих самые разнообразные послушания — от бухгалтерской деятельности до мытья полов и чистки подсвечников. Среди членов общины и тружеников храма Лидия Шабановна Круглова, с 1994 г . связавшая свою судьбу с Никольским храмом. За свои многолетние труды 19 декабря 1998 г . она была награждена архиерейской грамотой. Александр Васильевич Коврижных и Надежда Васильевна Усенко несут послушание в церковной лавочке. Виталий Савватьевич Дубровин выполняет плотницкие работы, а также реставрирует и золотит киоты для икон. Лидия Федоровна Шафрыгина, Мария Игнатьевна Седунова, Валентина Федоровна Харитонова и Мария Ивановна Орлык трудятся на подсвечниках при храме. Благодаря их тяжелому и вроде бы незаметному, на первый взгляд, труду он всегда выглядит чисто и празднично. Работами на церковном подсобном участке руководит Людмила Брониславовна Харитонова. Добрыми и усердными тружениками Никольского храма являются Татьяна Валентиновна Круглова, Нина Петровна Балашова, Ольга Константиновна Анкудинова, Людмила Федоровна Широхова, Галина Яковлевна Никитина, Леонид, Сергей Юрь евич Богинский. Большинство тружеников Никольского храма выполняют свои послушания бесплатно, во славу Божию, как делали во времена Святой Руси их далекие предки — боголюбивые люди. Община Никольского храма отличается особой сплоченностью и взаимной любовью. Эти люди всегда вместе — и на работах на подсобном поле, где община выращивает овощи, и на кухне за чаем, и на послушаниях в храме. Глядя на них, вспоминаешь общину первых христиан из «Деяний Апостолов», о которых го ворится, что у них «было одно сердце и одна душа» (Деян. 4.32).
Подтверждением этому является и история о том, как перед празднованием Пасхи Христовой труженики Никольского храма вместе золотили потемневшее паникадило.Работа продолжалась не только днем, а и вечерами. Некоторые люди даже брали детали для золочения домой. Такие вот удивительные примеры единодушия и преданности своему храму можно найти в событиях из повседневной жизни общины Никольской церкви.
Всегда тепло и радушно встречает своих гостей Никольская церковь. В нем на Праздники Пасхи и Рождества Христова собирается все духовенство Архангельской и Холмогорской епархии, чтобы поздравить с этими Праздниками правящего архиерея епархии — Епископа Тихона.
Община Никольского храма продолжает просветительскую традицию, уходящую корнями в далекое прошлое, когда монахи Николо-Корельского монастыря занимались духовно-педагогической деятельностью среди северян.
С 1995 г . в Никольском храме была создана воскресная школа для детей от 6 до 16 лет. Основным преподавателем в этой школе с самого начала Воскресной школы является Юлия Михайловна Куратова. Она преподает в ней Священную историю Ветхого и Нового Завета. За свои педагогические труды Юлия Михайловна неоднократно награждалась архиерейскими грамотами. А в декабре 1998 года ей была вручена медаль преподобного Сергия Радонежского. Юлии Михайловне помогают: Зоя Михайловна Ильенко, На талья Викторовна Лавриненко, Галина Михайловна Ляпина, Алла Алексеевна Смоляр, Таисия Еркиевна Воробьева. Учебный год в воскресной школе начинается в октябре с молебна, который совершает настоятель храма, о. Александр. Обучение рассчитано на 4 года. В первый год изучается Ветхий Завет, во второй — Новый Завет, а в программе третьего и четвертого года — изучение основ Катихизиса и истории Православной Церкви. Кроме того, в программу воскресной школы входит изучение церковно-славянского языка. С 1997 г . при Никольском храме работают кружки вышивания, росписи по дереву, церковного пения и живописи. Лучшие работы учеников школы экспонируются на Пасхальных и Рождественских выставках в школе народных ремесел Бурчевского. На Праздники Пасхи и Рождества Христова устраиваются праздничные концерты, программы которых составляются З.М. Ильенко.
Концерты включают в себя выступления хора, ансамбля «Гармония», чтение стихов, а также небольшие пьесы на тему Праздника, в подготовке которых помогают профессиональные режиссеры-постановщики из областного центра дополнительного образования. Несколько раз в год преподаватели и учащиеся школы совершают паломнические поездки в расположенные рядом с Архангельском монастыри (Сийский, Лявлинский Иоанно-Богослов-ский) и другие святые места. Между прочим, преподаватели вас красной школы Никольского храма первыми разработали план экскурсии по г. Архангельску, посвященной жизни и деятельности праведного Иоанна Кронштадтского, а также паломнической поездки к святому источнику в пос. Куртяево, внеся, таким образом, свой вклад в возрождение паломнических традиций на Православном Севере. Побывали в этих паломнических путешествиях и уче ники воскресной школы храма «Всех Святых» г. Москвы со своим настоятелем протоиереем отцом Артемием Владимировым, а так же ученики и паломники многих других Московских храмов. Труды педагогов Никольского храма не проходят даром — учащиеся и выпускники воскресной школы воплощают в жизнь те духовные знания, которые они получают на занятиях. Так, один из выпускников воскресной школы, Артемид, отслужив в армии, вместе со своим дядей участвует в восстановлении Никольского храма. Меж ду прочим, он собирается поступать в духовную семинарию.
Велик вклад Никольского храма и в православное краеведение Архангельской епархии. С 1997 по 2000 гг., под руководством настоятеля храма, протоиерея Александра и музейного педагога Архангельского музея изобразительных искусств Любови Анатоль евны Горбуновой, проводился лекторий «Духовное возрождение». После образования в г. Архангельске по благословению Епископа Архангельского и Холмогорского Тихона общества православных краеведов его заседания в течение двух лет проводились в Никольском храме. Итогом деятельности общества, впоследствии преобразованного в комиссию по канонизации, стал ряд изданий по православной краеведческой тематике.
В их числе — составленная работниками Государственного архива Архангельской области хрестоматия по православному краеведению Архангельской епархии, учебное пособие профессора А. А. Куратова «Православные святыни и святые в истории Архан гельского Севера», а также сборник житий святых Архангельской ( епархии «Сказания о святых подвижниках Архангельской земли». '
Настоятель храма, протоиерей Александр, принимает участие в проводящихся ежегодно в г. Москве Международных Рождествен ских чтениях, являясь представителем от Архангельской епархии на секции по Православному краеведению. Таким образом, при сутствующие на заседаниях этой секции краеведы других епархий могут познакомиться с опытом православных краеведов нашей епархии.
При Никольском храме имеется богатая библиотека духовной литературы, читателями которой являются члены общины, клирики, певчие, учащиеся воскресной школы. Начало ее было положено за два года до освящения храма. Фонд формировался как из числа книг, поступавших в храм для распространения, так и из доб ровольных пожертвований прихожан. К настоящему времени в библиотеке Никольского храма насчитывается около 4000 томов. В библиотеке имеются тематические разделы: христианство, Пра вославие, краеведческая литература, книги по искусству... В биб лиотеке храма имеются и подшивки церковных периодических из даний — газет и журналов. Заведуют библиотекой Татьяна Степановна Попова, Ольга Петровна Михайлова, Юлия Михайловна Куратова. При храме ведется сбор сведений по его истории и составляется рукописная книга, куда занесены основные факты из его истории. «Летописцем» Никольской церкви является Зоя Михайловна Ильенко.
Благотворительная деятельность, которую осуществляют настоятель и община Никольского храма, носит разнообразный и многоплановый характер. Община храма помогала восстанавливать церкви в деревне Усть-Ваеньга Виноградовского р-на, храм в честь преподобного Серафима Саровского на острове Кегостро ве. Помогала община Никольского храма и другим возрождающимся церквам. Так, временный иконостас, находившийся в Никольском храме в первые годы его существования, был подарен молит венному дому в честь «Державной» иконы Божией Матери в Цигломени. Настоятель храма, о. Александр, является частым го стем в детских учреждениях, где их духовно окормляет, проводит духовно-просветительские беседы.
Никольский храм шефствует над городским домом ребенка, а также над школой-интернатом № 3. Отец Александр регулярно совершает Таинство Крещения над воспитанниками детского дома и интерната.
Преподаватели воскресной школы проводят в школе-интернате № 3 занятия по Закону Божию, водят учащихся на Богослужения.
В апреле 1998 г . была закончена реставрация здания, в котором располагались кассы кинотеатра «Север». В 2003 г . храму началась передача бывших помещений Николо-Корельского подворья, которые теперь тоже ожидают реставрации. С 1995 г . при храме построена временная деревянная звонница. Архитектор Никонова В.М. является автором проекта «Восстановления коло кольни». Сейчас проект колокольни согласован, поэтому не за горами то время, когда Никольская церковь предстанет перед нами во всей своей прежней красе. В настоящее время ОАО «Отделст- рой» ведет работы по восстановлению каменной надвратной колокольни, которая вернет храму его исторический облик.
В ближайшее время планируется реставрация зданий комплекса Николо-Корельского подворья для устройства в них богадельни. Настоятель и община храма верят, что по молитвам Святителя Николая Господь пошлет для осуществления этих Богоугодных на чинаний и благотворителей, и добровольных помощников.
Глава 4. Чудеса в Никольском храме
В самом начале нашего рассказа о Николо-Корельском монас тыре мы рассказывали о нескольких чудесах, связанных с первы ми годами его существования, а также о чудесных исцелениях боль ных после перенесения в Архангельск святынь этого монастыря в 1719 г . А бывали ли чудеса в Никольском храме? Оказывается, что да. Вот некоторые из чудес, связанных с современным Никольским храмом:
Протоиерей Александр Козарик рассказывал, что в 1994 г ., ког да на храм водружали Крест, он, а также другие люди, присутство вавшие при этом, слышали колокольный звон. Надо сказать, что в это время в Никольской церкви еще не было ни звонницы, ни колоколов. Другой раз колокольный звон был слышен и настоятелем, и прихожанами храма во время служения молебна.
После того, как в иконостасе Никольского храма появились новые иконы, написанные С. Егоровым и И. Лапиным, на иконах Спасителя и Пресвятой Богородицы появились капельки мира.
У певчего Никольского храма, А., тяжело болела мать. Однако, вопреки прогнозам врачей, все то время, что А. бесплатно пел на клиросе, она была жива. «Я чувствую, что Бог ей дал здоровье за то, что я пел в храме во славу Божью», — говорил А.. Сын од ной прихожанки храма тяжело болел, так что был помещен в отделение реанимации. Придя в Никольскую церковь, мать обратилась к Святителю Николаю с мольбой об исцелении сына. Ей дали святой воды и кусочек артоса. Придя к сыну, мать дала ему съесть артос и выпить святой воды. Вскоре после того, когда женщина вернулась домой, раздался телефонный звонок.
Каково же было удивление женщины, когда оказалось, что это звонил из больницы ее сын, которому неожиданно стало лучше!
У другой женщины-прихожанки были многолетние неразреши мые семейные проблемы. В течение полугода после того, как она заказывала молебны Святителю Николаю, ее семейная жизнь пол ностью наладилась.
Мальчик-подросток пошел в лес и заблудился. Его безуспешно искали три дня. Тогда мать решила прибегнуть к помощи Святителя Николая и заказала ему молебен. После этого пропавший мальчик был найден живым и невредимым.! Эти чудеса происходили в Никольском храме уже в наши дни.
Но можно ли сказать, что они были единственными? Разве не чу дом является и вся история этого храма, пережившего времена богоборчества и благодаря трудам и заботам многих добрых и бла гочестивых людей возродившегося на радость жителям Архангельска? Разве не чудо — то единодушие во Христе и взаимная любовь, которым отличаются его духовенство и община? Словно незримо присутствует среди них великий угодник Божий Святитель Николай, «миру всему источающий многоценное милости миро, и неисчерпаемое чудес море». Так пусть же под покровом этого великого Святителя живет и продолжает жить и процветать нося щий его имя старинный и все же вечно молодой Никольский храм, празднующий в этом году свой столетний юбилей.